Alena Kocheshkova (a_runa) wrote,
Alena Kocheshkova
a_runa

Домовые, упыри и прочія. Часть 3

Фрагмент из книги Николая Маркевича "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян".
(в раскладке нет буквы "ять", так что будет вместо нее обычное "е", в остальном орфография сохранена)
Первая часть
Вторая часть


Обратимся къ ведьмамъ, которыя въ сравненіи съ русалками тоже что въ сравненіи съ Жуковскимъ - К...
Впрочемъ въ малороссіи есть ведьмы и въ мужескомъ роде; это ведьмакы; они, по счастью, очень редки.

Ведьма, во первыхъ, имеетъ хвостъ; это главный признакъ, по которому она узнается. По несчастью, этотъ признакъ увидеть довольно затруднительно. Случалось поймать иную ведьму; коль скоро начиналась съ нею расправа, необходимая въ такихъ случаяхъ, оказывалось, что она не ведьма, а самозванка.

Ведьмы ходятъ въ длинныхъ рубахахъ, распустя волосы; оне доятъ до крови коровъ; превращаются въ клубокъ, въ кошку, въ различные и безчисленные фантастическіе образы. Я помню, какъ въ детстве моемъ разсказывалъ мне дядька мой о своей встрече съ ведьмою. Онъ взялъ съ барской конюшни лошадь тайкомъ съ темъ, чтобы за ночь съездить изъ села Туровки въ село Рудовку въ нашъ тамошній господскій дворъ, и обратно. По какимъ деламъ ехалъ онъ туда, это дело постороннее. Онъ отъехалъ версту, другую, вдругъ видитъ море передъ собою; море тамъ где даже и лужи не бывало; испуганный, онъ понялъ тотчасъ, что ведьма разлилась водою; онъ назадъ, море за нимъ, лошадь въ свою очередь, испуганная, скачетъ какъ не тронется грудью къ земле, и только у села море оставило  его, чуть не нагнало. Бывают такіе же случаи.

Въ сказаніяхъ г-на Сахарова списаны три песни ведьмъ на лысой горе, на обыкновенномъ шабаше, и на шабаше роковомъ. Ведьмы изгоняются травой плакуномъ. Главныя собранья ихъ бываютъ въ Кіеве, на лысой горе, въ Ивановскую ночь: они со всей Малороссіи улетаютъ туда черезъ трубу печи (комынъ)  на помеле, или вилкахъ или лушне, но сперва для этаго натираются подъ мышками отваромъ ведемскихъ травъ, и въ особенности отваромъ тырлыча.

Поверья въ мертвецовъ, возвращающихся къ женамъ своимъ, навещающихъ родныхъ, знакомыхъ и хозяйство - это поверья общія, принадлежащія всемъ народамъ въ древности и въ наши времена. Ихъ существованіе понятно. Потеря любимаго человека, разлука съ нимъ навсегда, пустота въ жилище и въ обществе, которую онъ оставляетъ по себе на некоторое время, все располагаетъ и сердце и умъ къ вере, что онъ навещаетъ насъ, что онъ не совсемъ покинулъ міръ. Это поверье принадлежитъ и малороссіянамъ. Декабря 7-го, в 1848 году пришелъ ко мне приходской священникъ и просилъ меня, чтобы я приказалъ разследовать, кто разрываетъ каждую ночь могилу войта, умершаго отъ холеры въ сентябре. Я спросилъ, не собака-ли, если войтъ имелъ любимую собаку? - Мне сказали, что войтъ действительно имелъ собаку, которая была къ нему очень привязана; но что эта собака постоянно ночуетъ въ дворе у хозяйки своей. Я приказалъ тайно ставить достаточное количество сторожей и схватить шалуна, который тревожитъ село. Разошелся-ли слухъ объ этомъ приказаніи или 15 градусные морозы тому причиною, только разрытіе могилы прекратилось. Но во всемъ селе заговорили, что покойникъ приходитъ къ жене своей, шумитъ, стучитъ разрываетъ кровлю, мучитъ скотъ и лошадей. Этого не довольно: жена жаловалась, что мужъ действительно ее посещаетъ и просила священника сотворить молитву надъ могилою.

Но, какъ я сказалъ о ведемскихъ травахъ, то должно упомянуть о травнике колдуновъ, ведьмъ и знахорей. 
Subscribe

  • (no subject)

    Hoya pubicalyx продавалась как "белый дракон", но наврали.

  • (no subject)

    Ну, допустим, кря

  • (no subject)

    чоррное земноводное

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments